Журнал провинциального архитектора (m_arch) wrote,
Журнал провинциального архитектора
m_arch

5 архитектурных способов трактовки Холокоста

Оригинал взят у vakin в 5 архитектурных способов трактовки холокоста
Осколки света, каменные мешки, трубы печей, острые углы, отсутствие выхода и другие приемы архитекторов, заставляющие почувствовать себя жертвой Катастрофы...

Мемориальный музей холокоста США в Вашингтоне (1993)
Архитектор — Джеймс Инго Фрид
Дизайнер — Ральф Аппельбаум


© Wikimedia Commons, 2006


© flickr.com / Maynard and Glinda, 2015


© Wikimedia Commons, 2009


© Wikimedia Commons, 2009


© flickr.com/David, 2006


Авторы создали достаточно брутальное пространство, напоминающее старую тюрьму. Бесконечные неровные кирпичные стены без оконных проемов создают эффект попадания в каменный мешок. Естественный свет проникает лишь в некоторые помещения через стеклянные участки кровли, опирающиеся на массивные металлические конструкции, отчего небо кажется исполосованным, осколочным. Построение экспозиции отнимает у посетителя право на какую-либо инициативу или же отказ от знакомства с непонравившейся частью, здесь есть лишь один обязательный маршрут. Небольшие и в основном затемненные выставочные пространства вкупе с экспонатами заставляют глубоко прочувствовать состояние обреченности и отделенности от внешнего мира.

Хьюстонский музей холокоста (1996)
Архитектор — Марк Мьюкейси
Дизайнер — Ральф Аппельбаум


© flickr.com/jfleischmann, 2009


© flickr.com / Ed Schipul, 2008


© flickr.com / Angela Doetsch, 2013


© flickr.com / Chris Pencis, 2008


Это здание — своеобразное надгробие. Возвышающийся черный цилиндр символизирует кремационные печи концентрационных лагерей, а наклонная поверхность, из которой он выступает, выложена каменными плитами с именами погибших. Из-за этого искусственного холма на входе создается впечатление, что музейные пространства окажутся под землей, хотя в реальности это не так. Интерьер построен на драматической смене освещенных и темных залов, экспонаты свисают на стальных тросах с черного потолка. Авторы подчеркивают механистичность нацистского подхода к истреблению неугодных рас, используя классические индустриальные материалы — бетон и окрашенную в черный сталь на крупных болтах.

Еврейский музей в Берлине (2001)
Архитектор — Даниэль Либескинд


© flickr.com/pmec


© flickr.com / Dominic Simpson, 2009


© flickr.com / Dominic Simpson, 2009


© flickr.com / Dykes And The City, 2007


Форма этого здания уже сама по себе довольно агрессивна. При этом из наклонных стен, острых углов и узких проемов собирается достаточно естественное, непостановочное пространство с определенной свободой выбора. Сложность же переживания формируется за счет тонкости деталировки, выбора фактур и, что важно, организации входа-выхода: его можно осуществить лишь через подземный переход от соседнего исторического дома местной общины. Здешний интерьер красив и элегантен — в отличие от описанных выше американских версий в нем нет жесткости и тяжести надгробия. Собственно, это сравнение позволяет выделить ключевую дилемму пространственной трактовки холокоста: это процесс — или нечто застывшее, выпавшее из течения времени.

Музей истории Катастрофы в Иерусалиме (2005)
Архитектор — Моше Сафди


Вход в музей
© flickr.com/fscc102599, 2005


Зал имен
© flickr.com/Israel_photo_gallery, 2012


Детский мемориал
© flickr.com/fscc102599, 2005


© flickr.com / Bon Adrien, 2007


Зал памяти
© flickr.com/Seetheholyland.net, 2009


Вид на Иерусалим со смотровой площадки музея
© flickr.com/Seetheholyland.net, 2009


Уже в 1953 году, всего через пять лет после создания государства Израиль, в его столице основали мемориальный комплекс Яд-Вашем, что в переводе означает «память и имя». Его наполнение весьма разнообразно: от детского мемориала до Сада праведников мира. Музей Шоа (Шоа — ивр. שׁוֹאָה — бедствие, катастрофа) погружен в холм. Хотя снаружи кажется, что там лишь одно длинное пространство, маршрут построен зигзагом: посетитель двигается от одной наклонной стены к другой и обратно, каждый раз пересекая узкую полоску света, попадающего в пространство через стеклянную щель в потолке. Так он проходит от тем нацистской Германии и оккупации Польши к Сопротивлению и спасению. В отличие от большинства других музеев здесь есть жизнеутверждающая концовка — огромная терраса с шикарной ландшафтной панорамой Израиля.

Музей-мемориал Жаниса Липке в Риге (2012)
Архитектор — Зайга Гайле


© lipke.lv / Ansis Starks, 2014


© lipke.lv / Ansis Starks, 2014


© lipke.lv / Ansis Starks, 2014


© lipke.lv / Ansis Starks, 2014


© lipke.lv / Ansis Starks, 2014

Семья Жаниса Липке за время оккупации Латвии спасла несколько сотен евреев в схроне (схрон — потайное помещение для длительного пребывания людей, прячущихся от властей) под своим амбаром. Мемориал построен на соседней с тем амбаром площадке и впечатляет своей лаконичностью. Сначала посетитель оказывается в достаточно естественном пространстве деревянного сарая, темноватом и несколько более пустом, чем ожидаешь. Этот музей трогает именно своей пустынностью, удивительной при небольших его габаритах. Это пространство, призывающее слушать тишину, из которой всплывают немногочисленные артефакты и фотографии. Основной экспозиционный зал находится наверху под скатной крышей; там почти темно, установлено несколько простых скамеек, сидя на которых можно послушать информацию из выдаваемого на входе аудиогида. Посреди же светится колодец размером с тот самый схрон, буквально погружающий в себя посетителя. Как и в иерусалимском музее, в конце маршрута есть позитивная нота — веранда и сад за ней, запахи которого пробуждают память о жизни. 

Источник - arzamas.academy

Tags: contemporary architecture, museum
Subscribe
promo 4 12:00 32
Buy for 20 tokens
Следующим видео из моего БОМЖ-ТРИПА должна была стать Камбоджа, но по многочисленным просьбам я решил вне очереди выпустить один из заключительных роликов поездки - из Японии. В нём я нелегально проникаю на территорию гигантского парка развлечений UNIVERSAL STUDIOS и забредаю в секретное место под…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments