Журнал провинциального архитектора (m_arch) wrote,
Журнал провинциального архитектора
m_arch

Categories:

РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен».



Стоило мне вчера написать статью о российских космических фейках, как меня тут же завалили «примером» отставания США от России в космической сфере. Дескать, американские ракеты летают на Российских двигателях РД-180, и без этих российских двигателей американская космическая программа сразу же заглохнет. С кучей ссылочек. Так что, дескать, никуда американцы без рассеюшки-матери не денутся.

Переход по ссылкам, присланным мне, показал, что вся информация о российско-американском сотрудничестве в области РД-180, которая имеется на русском языке, представляет собой худшую разновидность лжи — полуправду. Где отдельные, совершенно правдивые факты (производство двигателя полностью сосредоточенно в России) переплетены с утаиванием ключевой информации и скреплены точечной малозаметной ложью.


Начнем с того, что никакого «Российского двигателя РД-180» в природе не существует. Есть двигатель РД-180 созданный в рамках российско-американского сотрудничества, который был разработан в России по заказу США, и который в настоящее время производится американской компанией Pratt & Whitney на российских производственных мощностях. Поэтому сама подача материала в Российских СМИ, которые пишут, что «США закупает двигатели в России» 100% густая ложь. Это все равно как написать, что «Apple закупает свои Iphone в Китае» только на том основании, что всё их производство сосредоточенно там.



Впрочем, давайте я расскажу всё по порядку, потому что история там — очень интересная.

В конце 50-х годов на вооружении США стояло несколько сотен баллистических ракет Atlas. Когда случился карибский кризис, американцы сочли, что эти ракеты — недостаточно эффективны, чтобы противостоять Советской угрозе, их сняли с вооружения, но не выбросили, не утилизировали. Согласно концепции, которая тогда была принята в США, и которая действует до сих пор, все баллистические ракеты военного назначения должны иметь возможность использоваться в качестве ракет-носителей для вывода грузов на орбиту.

Поэтому со списанием Атласов космическое ведомство США получило около сотни готовых космических ракет для запуска спутников и космических кораблей в космос. Причем замечу, — это очень важно, — фактически халявных, бесплатных ракет, поскольку Пентагон за них уже заплатил ранее.

Атласы широко использовались в первые годы освоения космоса в качестве основного носителя (именно на Атласе взлетел первый американский космонавт Джон Гленн), а затем — как «резервная» ракета. Когда, например, взорвался Челледжер, то до выяснения причин катастрофы, программа Шаттлов была приостановлена, и все космические запуски делались на Аталасах.

Меж тем в 90-х годах стало ясно, что ракеты «Титан», на которых делались все американские «средние» запуски надо снимать с производства — негативные последствия от использования ядовитого аэрозина в качестве топлива — были слишком сильными.

А на консервации еще оставались сотни халявных Атласов. Было решено оснастить эти Атласы новыми, более мощными двигателями и заменить ими Титаны. Американская компания General Dynamic, в чьем ведении находились Атласы, объявила в 1995 году тендер на разработку нового двигателя, и этот тендер безоговорочно с большим отрывом выиграло российское предприятие «НПО Энергомаш», которое предложило цену в несколько раз более низкую, чем конкуренты.

Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у Энергомаша был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.

В результате Энергомаш «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соотвествии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка.

Надо заметить, что этот контракт потом сильно аукнулся российскому ВПК, потому что, когда России самой потребовался «половинный» двигатель для ракет Русь-М и Ангара, оказалось, что по условиям контракта она не может изготавливать РД-180 для своих целей, а должна закупать его у американской компании Pratt & Whitney.


(Похоже тут неточность. Не у Pratt & Whitney, а у RD Amross, совместного российско-американского предприятия между Pratt & Whitney из Уэст - Палм - Бич, штат Флорида и НПО Энергомаш в Химках , России базируется в Юпитере, штат Флорида.)

В итоге для Русь-М пришлось делать «альтернативную» разработку, РД-180В (которая так и не была завершена), а на Ангару ставить не «половинный», а «четвертинный» двигатель РД-191.



Ну а что касается американских Атласов, то ракеты, оснащенные РД-180, сначала получили индекс R (это не «Российский двигатель», как пишут у нас, а просто очередной индекс, так совпало), а затем были полностью модернизированы под РД-180. И получили обозначение Атлас-5.

Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России.

Поэтому, когда Россия попала под санкции, то под санкции попало и это производство. Поначалу было решено перенести производство РД-180 из России на территорию США.

Но тут нарисовался Илон Маск со своей компанией SpaceX и сказал: «Я могу сделать лучше и дешевле». Прикинули, оказалось и вправду, гораздо дешевле и лучше будет отдать подряд Маску.

В России конечно обрадовались бы такому раскладу, но в США больше всего на свете боятся монополизации рынка. Все профильные контролирующие органы тут же выдали заключение, что передача подряда SpaceXvприведет к образованию недопустимой монополии.

Но в результате этих обсуждений попутно выяснилось, что в переносе производства РД-180 в США уже нет никакого резона. То, что было «дешево» в 95-м, сейчас уже стало «дорого».
РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с Энергомашем.

Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.

Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.




Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.

А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории.

Вот, собственно, что кроется за заголовками Российских СМИ «Америка не может обойтись без российских двигателей».


Андрей Шипилов

На всякий случай проверил
"Попытка компании ОСК заключить контракт на приобретениедвигателей РД 180 не увенчалась успехом. СП "РД АМРОСС",имеющее исключительное право на маркетинг и продажу двига/телей РД 180 во всём мире, исключая использование двигателейв российских государственных космических программах, отказа/лось заключать контракт с ОСК, ссылаясь на эксклюзивное согла/шение с ЮЛА о поставках двигателей РД 180 в США только дляих использования в составе РН "Атлас/5"."

И еще одна новость по теме

Комитет Сената Конгресса США по делам вооружённых сил одобрил свою версию законопроекта о финансировании Пентагона в следующем году, предложив приобрести у России лишь девять ракетных двигателей РД-180 вместо 18.

Tags: интересности, министерство правды
Subscribe

Posts from This Journal “министерство правды” Tag

  • Уроки партийной математики

    Технически 28 больше 22, но на самом деле вывсеврети... Соловьев с Киседевым давятся от зависти. Кто этот блестящий журналист? Это многое…

  • Чем беспардоннее ложь...

    ВатенCNN вместе с сотрудником КГБ на Ближнем востоке выражают возмущение мирными соглашениями между арабскими странами и Израилем. И постят фотку,…

  • Марка Цукерберга и Джека Дорси вызывают в Сенат

    Судебный комитет Сената утвердил повестки для генерального директора Facebook Марка Цукерберга и генерального директора Twitter Джека Дорси для…

  • Какая боль

    The dawn of a new era. 🇦🇪 🇮🇱 pic.twitter.com/5Xdg6jw356— Etihad Airways (@etihad) October 20, 2020

  • Байден, Твитер, коррупция и цензура

    Наши левые друзья охуели окончательно. Мало того, что Твитер и Фэйсбук выпиливают все ссылки на статью New York Post с перепиской Байдена…

  • Системный расизм в США

    ВАШИНГТОН (АП) - Расизм в Америке - это институциональная «проблема белых людей, которую затрагивают цветные люди», - сказал вице-президент Джо…

  • Отравителей к ответу

    АААААААААААААААААААААА pic.twitter.com/7JAEklptHs— Проф. Преображенский (@prof_preobr) October 5, 2020

  • Внешние эксперты предупреждают

    " Врачи, не участвовавшие в лечении Трампа, заявили, что подозревают, что его состояние может быть хуже, чем предполагал Конли." Reiters Это…

  • Сторонники белого превосходства

    У левых очередная истерика. Их истерики случаются ежедневно, но эта меня заинтересовала. Трамп не осудил стронников белого превосходства!!! Не в…

promo m_arch july 12, 2013 09:00 43
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments