
Мы воевали в Сирии там были не только советники
На ЦКП ВВС и ПВО, как и на других пунктах управления, в боевых порядках сирийских войск и на огневых позициях в Ливане вместе с сирийцами неутомимо и самоотверженно трудились наши советские люди. С авиаторами - офицеры под руководством генералов В.Соколова и Н.Глаголева. У планшетистов, пультов, приборов управления ЗРК - советники, руководимые генералом К.Бабенко.
В целом, подготовка сирийских генералов и офицеров была не плохая, но на этом этапе они нуждались в конкретной помощи. Дело в том, что наши средства управления стали поступать в Сирию только за полтора месяца до начала войны и АСУ сирийцы просто освоить не успели. Да и не только АСУ. Помощь требовалась и на совмещенных, еще не полностью развернутых, дивизионных, бригадных пунктах управления ПВО и ВВС. И сирийское командование с большой благодарностью отмечало работу полковников В.Рослякова, Н.Макарова, И.Ковалева, А.Русских, Е.Ионесяна и других. Все они награждены сирийскими и советскими орденами.
Особой благодарности заслужили, конечно же, те, кто был под огнем - на позициях дивизионов ЗРК, на станциях наведения «Сурн», «Унк», «Унз». Они показали образцы мастерства и отваги, свои примером помогли сирийцам выстоять и выполнить все боевые задачи. Это майор В.Зенин, старшие лейтенанты А.Сергеев, Н.Бурчаков, А.Данильчук, Н.Давыдов, подполковники Ю.Ушанов, Ю.Лысенков, В.Пащенко, майор С.Ильченко, старшие лейтенанты С.Пьянков, В.Борисов и другие. Многие из них отмечены государственными наградами.

Офицеры 231-го зенитно-ракетного полка за рычагами ЗУ-23-2 наблюдают воздушного противника в небе над Сирией
В начале января 1983г. в Сирию прибыл зенитно-ракетный полк дальнего действия с советским военным персоналом под командованием полковника Баса. Он пробыл недолго, его заменил полковник С.Б.Покровский. Полк сосредоточился в районе Думейра (40 км западнее Дамаска) и сразу встал на боевое дежурство. Вскоре прибыли и другие воинские части: технический полк, он расположился в Зеленой Гуте: вертолетная эскадрилья РЭБ, подразделения РЭБ наземного базирования; в начале февраля - еще зенитный полк дальнего действия под командованием полковника И.И.Тетерева. Полк занял позиции в 5 км. Восточнее г.Хомса. Прибыли новые АСУ; новые войсковые ЗРК «Оса-Ока» для укомплектования смешанных бригад при общевойсковых дивизиях; самолеты МиГ-25 и МиГ-23МЛД с новыми бортовыми локаторами, способными сопровождать 4-6 целей и автоматически осуществлять по ним пуски ракет; новые ракеты и бомбы объемного взрыва и боеприпасы повышенной мощности…
Увеличен был состав советников и специалистов, введена должность заместителя главного военного советника, им стал генерал-майор М.Колесов. При моем штабе, начиная с 1983г., находилась оперативная группа управления от военно-морской эскадры. На Ливано-Сирийском направлении она взаимодействовала с сирийскими вооруженными силами, особенно с истребительной авиацией и с зенитными ракетными полками дальнего действия.
Генерал-полковник Г.Яшкин
«Вестник ПВО», №4, 1988 г

Генерал-полковник Григорий Павлович Яшкин с 1980 по 1984 г. был главным военным советником в вооруженных силах Сирии - советником министра обороны САР. На эту должность был назначен с должности заместителя Главнокомандующего ГСВГ.

Как мы видим, система сирийского ПВО была полностью построена и контролировалась советскими военнослужащими, на всех уровнях, от верховного руководства до пусковых установок. И не только в составе сирийских подразделений, но и в полностью советских. В частности 220-го и 231-го зенитно-ракетные полки.
Всего, по данным Института военной истории МО РФ, против Израиля в 1983 году воевало 8000 ихтамнет.
Как и в Египте они служили не пушечным мясом, а занимали высокотехнологичные ниши - ПВО, РЭБ, ВВС.
Journal information