Операция “Нерушимая Скала”. Лето 2014 года. Два танка 401-й бронетанковой бригады, на которых установлена система активной защиты Rafael входят в Газу, в один из густонаселенных районов. Боевик ХАМАСа, сидящий на крыше одного из зданий, выпускает по танку ракету РПГ-29, в то время как его друг снимает происходящее на видео.
Итфах Кляйнман, бывший танкист и директор департамента Rafael (бронированные боевые машины) объясняет: “Это – самая плохая ситуация, в которой может оказаться танк. Самая сложная из всех возможных”. Неожиданно противотанковая ракета была выпущена по командиру отделения, внутри танка прозвучало предупреждение “Ракеты! Ракеты!” – Внезапный взрыв. Система Мэиль Руах сбила ракету.
Активисты ХАМАСа радостно распространяют видео по сетям, полагая, что танк поврежден. На деле, танк перехватил ракету. То, чего не видно в клипе ХАМАСа – танк командира роты сдает назад, поднимает пушку и уничтожает боевика, выпустившего РПГ. Кляйнман комментирует: “С моей точки зрения, в сухопутных силах не было большей революции, чем Мэиль Руах”. За время операции “Нерушимая Скала” система осуществила 15 успешных перехватов ракет, сохранив жизни танкистов и танки.
В последние месяцы начальник генерального штаба ЦАХАЛа генерал Гади Айзенкот принял решение о модернизации старых моделей танков Меркава III и установке на них Мэиль Руах. Такое же решение принято в отношении новых бронетранспортеров ЦАХАЛа, Намер.
История Мэиль Руах началась несколько десятилетий назад. Во время Войны Судного Дня, израильские танковые подразделения понесли тяжелые потери из-за противотанковых ракет советского производства, ЦАХАЛ потерял бойцов и системы. На деле, способность маневра ЦАХАЛа в глубине вражеской территории оказалась под угрозой.
Министерство обороны и концерн Rafael секретно подготовили технологический ответ а египетскую угрозу: систему активной обороны. На корпус танка устанавливались “металлические ящики” – но только в момент реальной опасности, с тем, чтобы о них не стало известно врагу. Целью было инициировать преждевременную детонацию ракеты, и не допустить пенетрации корпуса танка. Благодаря этой технологии были сохранены жизни многих солдат во время операции “Мир Галилее” в 1982 году. После этого американцы установили систему, разработанную Rafael на 2500 бронетранспортеров.
Два израильских танка, оснащенных этой системой попали в руки сирийцев. По данным израильской разведки, они были переданы русским. Русские инженеры расшифровали израильскую систему. Они не только ее скопировали, но работа над ней инициировала процесс создания нового поколения противотанковых ракет, говорят источники в израильской оборонной индустрии. Именно из-за этого был создан “Корнет” – противотанковая ракета с двойной боеголовкой – одна должна была пробить броню танка, вторая – взорваться внутри.
Министерство обороны и ЦАХАЛ к тому времени уже осознали, что израильским танкам необходима новые средства активной защиты, создание такой системы, которая будет в состоянии нейтрализовать любые, самые современные противотанковые ракеты. В 1987 году революционная идея Rafael об активной противоракетной защите была одобрена – и началась ее разработка.
Проект возглавил доктор С. Его имя запрещено к публикации и по сей день. Он и другие члены команды разработчиков были удостоены премии Израиля в 2014 году за разработку Мэиль Руах. Создание системы стало возможным благодаря двум вещам. Во первых, тип выбранного перехватчика : несколько очень быстрых и очень точных специально разработанных пуль, которые способны нейтрализовать ракету. Во-вторых, решение поставить на танк радар – то, что еще не пыталась сделать ни одна армия в мире.
Кляйман объясняет: “Тот, кто выпускает противотанковую ракету исчезает после запуска. Ты не можешь видеть, как по тебе выстрелили с расстояния пять километров. Если впервые в истории в такую систему встраивается радар, почему бы не использовать его для нейтрализации угрозы? Если я вижу угрозу, если я могу ее классифицировать, то я знаю, какую форму примет бой. Это – крупнейшая революция в сухопутных силах за последние 30 лет. В последние несколько лет, вместо того, чтобы продолжать оборонный подход, создавать все новые и новые слои брони, я изменяю восприятие, и в течение считанных секунд могу нейтрализовать угрозу .Никто в мире на это не способен. Русские ? У них нет подобной системы”.
На вопрос о том, как в Rafael восприняли идеи доктора С, Кляйнман широко улыбается и говорит: “В Rafael есть так называемая “Шкала Бонена” – по имени доктора Зеева Бонена. Первый уровень – никакого риска, потому что все это уже делают. Четвертый уровень – никто никогда ничего подобного не делал, и в нашем распоряжении нет кирпичей, из которых это можно собрать. В этом проекте три краеугольных камня из четырех находились на четвертом уровне о Шкале Бонена. Почему? – Потому что никто никогда не использовал специально сконструированные пули, никто никогда не устанавливал радар на бронированную машину, и никто никогда не работал в таком временном режиме, и никто никогда не создавал автономного стреляющего робота”.
В 2000 ЦАХАЛ вышел из Южного Ливана, и в Генштабе начали задавать вопросы: а нужны ли вообще танки? Начались сокращения, но доктор С. верил в то, что делает, и продолжал работу. В 2006 году реальность перевернулась – и уже никто больше не задавал вопросов и не сомневался.
Кляйнман вспоминает: “До этого вся энергия уходила на борьбу за бюджет. Иногда приходилось предпринимать неординарные шаги. Для того, чтобы осуществить революцию нужны безумцы, которые ни с кем не считаются – доктор С. был безумцем, который ни с кем не считался. Я преклоняюсь перед этим человеком. Высокопоставленные сановники в Rafael не верили в то, что он преуспеет. Но, в конечном итоге, мы организация, мы – национальная лаборатория. Это в нашем ДНК – выдерживать любые невероятные нагрузки, переживать любые неординарные события – и побеждать вопреки всему. Я напоминаю вам, что говорили – “Железный Купол” не будет работать. Они говорили и в Израиле, и в США, что “Железный Купол” не будет работать”.
Инженеры в Rafael очень хорошо изучили разнообразные угрозы ЦАХАЛу со стороны “Хизбаллы”, в особенности ее оперативные методы с тем, чтобы улучшить возможности Мэиль Руах. В Израиле пришли к выводу о том, что противотанковые ракеты – следующая большая угроза – и этого никто не скрывал. Но западные армии отвергли такой подход и не верили в то, что такая система станет операционной.
И действительно, все шло непросто. Первоначально Rafael намеревался передать систему армии в 2008, но произошли серьезные отсрочки. Эксперты пригласили одного из старцев, “мудрецов племени Rafael”, специалиста по программному обеспечению, который взглянул на проблему с совершенно другой точки зрения – и установить ее корень. Решение было найдено.
Официальную церемонию провели в 2010 году. Первый боевой перехват был произведен в Газе 1 марта 2011 года. Впервые в мире система активной защиту танка Меркава IV сбил одну из самых современных противотанковых ракет – РПГ-29.
Кляйнман говорит: “Весь инцидент занял менее секунды. Системе надо было определить, что по ней произведен запуск, классифицировать угрозу, удостовериться в том, что ракета действительно может поразить танк, и нейтрализовать угрозу. В дополнение ко всему этому, ущерб для окружения был минимальным. Мэиль Руах убрал угрозу без того, чтобы произошла детонация – и ни солдаты, ни гражданские, которые находились поблизости от инцидента не пострадали”.
Летальная машина
Кляйнман говорит: “Хизбалла” не захочет стрелять по Мэиль Руах. Система говорит вам, попадет ракета в танк или нет. Это превращает танк в релевантную и смертоносную машину. ЦАХАЛ и другие армии сегодня это понимают, и это – концептуальное изменение вашей способности к маневру”.
По словам офицеров-танкистов, Мэиль Руах повышает уверенность в себе солдат и возможности танка маневрировать в районах, насыщенных угрозами. Во время проведения “Нерушимой Скалы” многократно потребовалось вводить в такие районы танковые отделения без всякого предварительного планирования. Раньше для этого требовалось осуществить процедуру планирования, что могло отложить маневр на несколько часов. Мэиль Руах резко повысил маневренность танка.
Систему опробовали в ходе более чем трех тысяч тестов, но “Нерушимая Скала” была совершенно новым уровнем. Кляйнман объясняет: “Систему невозможно испытать в соответствии с самыми трудными сценариями, которые создадут для нее тяжелую нагрузку. В реальности боя вы сталкиваетесь с массивным огнем, и система должна быть в состоянии идентифицировать все угрозы и источники огня. Система идентифицировала все – но дорога к этому успеху была очень трудной, и в процессе произошло много провалов. Ни американцы, ни немцы в этом не преуспели.
Системы активной защиты стали особенно актуальными в последние годы после изучения опыта войн в Сирии и в Украине. Только за последние три месяца более чем 10 танков Leopard были выведены из строя “Корнетами”.
На Мэиль Руах потратили уже более полумиллиона рабочих часов, и на основании этой базисной идеи разработали уже среднюю и облегченные версии, для установки на боевые машины различного веса. Система была установлена на бронетранспортер ЦАХАЛа “Итан”, на американский бронетранспортер MATV и на канадские бронетранспортеры. Многие страны высказывают крайнюю заинтересованность в Мэиль Руах – главным образом из-за его способности идентифицировать и уничтожить противотанковое звено. Индийская армия хочет установить систему на свои Т-90. На вопрос о том, почему Мэиль Руах не покупает американская армия, Кляйнман ответил: Мы установили систему активной обороны в 1982 году – и у американцев на это ушло десять лет. В тот момент, когда состоится “выход в свет” Мэиль Руах – перед нами откроется рынок активной обороны.
Источник
Journal information