
— Это правда, что в Юности вы собирались ехать защищать молодое еврейское государство от палестинцев?
— От арабов. (Обратите внимание, Владимир Яковлевич чётко помнит — во времена его молодости никаких «палестинцев» не существовало. Их придумали гораздо позже. Прим. В.К.). И не один. Я ведь еще сагитировал моего двоюродного брата. Мне было тогда 22 года. А ему — 17…
— Тогда же Советский Союз поддерживал Израиль? В сороковых, он даже принимал участие в его создании…
— Кто? Советский союз? Только в одном — на голосовании в ООН, неожиданно для всех было принято решение советской делегацией, во главе как вы думаете с кем?
— Громыко?
— Громыко — черта с два.
— Молотов?
— Какой Молотов?! Вышинский! Министр иностранных дел.
— Расстрельный прокурор.
— Да, «добрейший человек», ужас! Он сказал — как их (евреев) сурово наказала история, немцы так плохо с ними поступили. Мы должны как-то им помочь… Я думаю, надо учесть, что Андрей Януартьевич был прагматиком…
...
— Но вам хотелось в Израиль повоевать в то время?
— Да.
— Почему не поехали?
— А кто пустил бы? Мы, с братом моим сначала позвонили Эренбургу. Он говорит — я не в курсе. Я ничего не знаю. — Мы ведь думали, что Сталин искренне хочет помочь Израилю. Мы ведь не ожидати такого вранья на высшем уровне. Думали — как в Испанию ехали наши люди, также и в Израиль поедут помогать против арабских фашистов. Они же откровенно с фашистскими призывами выступали за Гитлера. Нет ни одной арабской страны, которая не была бы за Гитлера во время Войны. Я не знаю, что они там говорили в открытую, но все были на стороне Гитлера. Например в Берлине был мусульманский отдел при Гитлере. И там сидели все эти «друзья»…
Потом в Египте, сильнейшей на то время арабской стране, свергли короля,который был более менее нейтральным, король Фарук — он был, оказывается, турок по национальности. Его свергли, а вместо него поставили чистокровного представителя арабской нации, который должен был покончить с сионистской угрозой — Гамаль Абдель Насера.
— Герой Советского Союза.
— Ну да, сразу появился в СССР стишок:
«Лежит на Ниле грея пузо,
Полу фашист, полу эСэР,
Герой Советского Союза,
Гамаль Абдель на всех Насер».
— Ну, спустя много лет, ваша мечта частично осуществилась — вы уехали в Израиль. И прожили там несколько лет. После чего уехали в Соединенные Штаты.
— После чего я не уехал в Соединенные Штаты. Это было не просто. Когда я вернулся в СССР, отношение ко мне стало значительно хуже. «Благодаря» таким людям, как, отчасти, господин Кобзон и прочие… Например, я приезжаю из Израиля. А я был членом общественного совета УВД. И вызывают меня посидеть в совете. А председателем этого совета был Кобзон. Встречает меня Кобзон, в окружении генералов милиции, и говорит — а-а-а, ну как шалом? — попытался со мной на иврите заговорить. И меня это так возмутило почему-то. Я ему отвечаю (Кобзон ведь очень злопамятный человек) — впервые вижу человека, который так плохо говорит на своем родном языке. А он — это не мой родной язык. — А, понятно.Твой родной — бурятский. — Почему? — Ну ты же от бурятов пошел (В думу. Прим. В.К.)…
— Владимир Яковлевич, а где лучше все таки — в Росии или за границей?
— Второе. Хорошо ответил?
— Емко и точно.
По материалам интервью Шаинского Дмитрию Гордону.
Journal information