Левый журналист решил рассказать какого-тупого министра финансов притащил нам Ликуд.
Но в итоге получилась реклама экономических достижений Натаниягу.
Нир Баркат, "назначенный" министром финансов от "Ликуда", вроде бы является землянином, но его пакет реформ не имеет никакого отношения к экономической реальности. Баркат, который на прошлой неделе обнародовал экономическую программу «Ликуда» звучал, как гость с другой планеты, который мало что знает о развитии Земли в целом и Израиля, в частности.
Основываясь исключительно на пакете из шести реформ, представленных на пресс-конференции, единственный разумный вывод состоит в том, что это были "Близкие контакты третьей степени" (фантастический фильм Стивена Спилберга — прим. «Детали»). В противном случае можно предполагать, что у нас есть политик с крайне плохим пониманием экономической реальности.
Начнем с самого Барката. Давайте предположим, что брифинг для прессы все-таки проводил землянин, который начал свою карьеру венчурным капиталистом, но затем сделал шаг назад в своем эволюционном развитии, став политиком - сначала мэром Иерусалима, затем депутатом кнессета и совсем недавно согласившийся стать руководителем минфина.
На данный момент Баркат вынужден согласиться на назначение министра финансов в следующем правительстве, если Биби его сформирует, вместо того, чтобы стать министром финансов прямо сейчас. Независимо от этого, в своем новом качестве он имеет полномочия представлять экономическую программу «Ликуда», хотя партия не сочла нужным привлечь его ни на первых двух выборах, ни до сих пор, за исключением последних двух недель.
Поскольку Баркат имеет опыт работы в сфере бизнеса и высоких технологий, мы должны были ожидать от него чего-то разумного или, по крайней мере, уместного. Однако мы не получили ни того, ни другого. Скорее, мы получили пакет явно абсурдных и бессмысленных мер.
Начнем с жилья, где Баркат пообещал «драматическое» падение цен, выведя на рынок большое число государственной земли, урезав бюрократию и предоставив больше полномочий местным властям. Невозможно серьезно относиться к обещанию политиков сократить бюрократию, которое традиционно является самым пустым из обещаний. Но стоит отметить, что рынок жилья не нуждается в шокотерапии. Цены на жилье в Израиле высокие, но пока они стабилизировались. Резкое падение было бы на руку новым покупателям, но это дорого обойдется людям, которые купили его на взлете цен и окажутся с "заложенными" домами, которые стоят меньше, чем они заплатили за них. Мы можем посмотреть на Америку 2008 года, чтобы увидеть, что может произойти.
Баркат также пообещал снизить цены на продукты питания. Он предлагает сократить пошлины на импортные продукты питания, ограничить регулирование, разрушить монополии и увеличить субсидии фермерам. Все это уже сделано в той или иной степени, цены на продукты стабилизировались и даже немного снизились.
В любом случае, во всем, что касается жилья и продуктов питания, ни один из этих вопросов не требует от правительства особого внимания. Потребительский бум в Израиле - тому подтверждение. Сосредоточившись на ценах, Баркат просто берет проблемы из вчерашнего дня, которые не имеют отношения к сегодняшней ситуации в Израиле.
Реформы Барката в области высоких технологий и рынка труда менее бессмысленны, но также бесполезны. В области технологий он предложил правительству усилить поддержку в сфере робототехники, биотехнологий и транспортной инфраструктуры. Действительно, государство играет определенную роль в развитии высоких технологий, как, например, проект "больших баз данных" в здравоохранения, но его роль очень ограничена и должна оставаться такой. Пациент здоров и не нуждается во внимании доктора Барката.
Что касается рынка труда, то безусловно здесь существуют серьезные проблемы, хотя при рекордно низкой безработице ни одна из них не является критичной.
Настоящая проблема заключается в низком уровне производительности труда в Израиле, в том, что невозможно привлечь ультраортодоксов на рынок труда. Но об этом Баркат ничего не говорит.
Что касается остальной части программы «Баркат», то зачем строить четыре новые больницы для помощи перегруженной системе здравоохранения? Почему бы не построить восемь? Если не принимать во внимание, что Израиль и так сталкивается с большим дефицитом бюджета.
За всем этим стоит своего рода игра, в которой его босс, премьер-министр Биньямин Нетаниягу отлично знает толк. С одной стороны, у Израиля все хорошо; с другой стороны, Израиль нуждается в далеко идущих реформах.
«Мы собираемся сделать грандиозные вещи, которые подготовят Израиль к технологическому будущему и решат остающиеся проблемы», - заявил премьер на пресс-конференции, хотя Израиль и так уже занимает шестое место в мире по инновациям. И как мы будем платить за то, что очевидно будет очень дорогостоящей программой реформ?
«Деньги придут благодаря росту экономики», - сказал Нетаниягу, хотя экономика в стране и так растет быстрее, чем в любой другой развитой стране мира, но при этом мы все равно имеем большой дефицит бюджета.
Справедливости ради надо сказать, что программма «Кахоль- лаван» тоже не идеальна, но когда дело доходит до решений, она в основном правильно указывает на реальные проблемы. Например, там верно говорится, что индустрия высоких технологий нуждается в кадрах, и без промедления предлагается решить эту проблему, удвоив число выпускников технологических колледжей за пять лет.
Все очень легко и просто. Кто бы знал, что быть министром финансов так легко?
Дэвид Розенберг, "ХаАрец", В.П.
Еще раз прочтите то, что выделено крупным шрифтом и расскажите всем родственникам и друзьям, в какую трясину завел страну проклятый Биби.
Journal information